Крым, курорты Феодосия, Ялта, Алушта, Евпатория, Николаевка, Судак, Саки, Севастополь
Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное Главная Большая Феодосия Бахчисарай Керчь Ялта Алушта Евпатория Николаевка Раздольное Черноморское Судак Саки Севастополь О Крыме Обои

Большая Ялта. История

Ялта: общее описание
Гурзуф: общее описание
Мисхор: общее описание
Форос: общее описание
Ялта: история
Ялта: достопримечательности
Ялта: экскурсии
Ялта: санатории, пансионаты, гостиницы
Ялта: частный сектор
Ялта: справочная информация
Ялта: отзывы туристов



Время возникнования Ялты точно не известно. Первое упоминание о ней в картографическом труде арабского ученого- неографа Идириси относится к 1154 году, когда на карте Крымского полуострова он впервые упоминает порт и крепость Джалита. Название Ялта дали древние греки (они называли ее Ялитой - от ялос - берег). В средние века это было уже довольно значительное поселение.
В 1778 году русское правительство переселило христиан полуострова в Приазовье, и жизнь в Ялте замерла. Свое новое поселение на азовском побережье жители назвали также Ялтой.
В 1836 году к оторванной от всего мира Ялте (к ней можно было добраться только верхом по горным тропам) проложена гравийная дорога от Алушты, а спустя два года было завершено строительство дороги Ялта - Севастополь. Появились причальные сооружения, постепенно налаживалось морское сообщение.
Одним из первых сооружений будущего города был собор Иоанна Златоуста, освященный в 1837 году. Здесь, у нижней части Поликуровского холма и на мысе св. Иоанна, где находится морской вокзал, и зарождался будущий город.
Городской статус Ялте был предоставлен сенатским указом год спустя, 21 марта (4 апреля) 1838 года. Правда, новоявленный город состоял всего из одной улицы Елизаветинской и насчитывал 30 дворов и 224 жителя. Таким он оставался еще долгое время.
Вот как, по описанию доктора медицины В.Н. Дмитриева, выглядела Ялта в 60-е годы XIX столетия: «На всем протяжении бухты, вплоть до речки Учан-Су, на которой жиденький деревянный мостик почти ежегодно сносился речонкой, — голый берег с остатками разрушенной деревянной набережной. Кое-где из-за зелени выглядывает дачка — их счетом было пять-шесть, — и это на всем протяжении между Дерекойкой-речкой и Учан-Су. Деревня Аутка была, как и следует, деревней, куда вела из Ялты извилистая, непроезжая в дождливое время дорога через табачные и виноградные плантации».
Новые хозяева земель — царские вельможи, высокопоставленные чиновники — руками крепостных возводили роскошные дворцы, виллы, особняки, закладывали промышленные сады и виноградники, великолепные парки, которые и сегодня украшают Южнобережье.
Ялта, как и вообще Южнобережье, заметно преобразилась после того, как в 60-70 годы XIX столетия члены царской фамилии, также имевшие здесь свои владения в Ливадии и Ореанде, зачастили в летние резиденции. Ялта становится модным аристократическим курортом. Сооружаются дворцы и дачи. И не только в Ялте. В Алупке и Массандре — Воронцова, в Ялте — Мордвинова, в Гурзуфе — Ришелье, в Симеизе — Милютина, в Мисхоре возведена дача Нарышкина «София», в Гаспре — «Романтическая Александрия» Голицына и т. д.
В 1867 году Ялту посетили первые туристы из Соединенных Штатов. Они были приняты в Ливадии императором Александром II. Среди американцев находился и молодой, энергичный журналист Сэмюэл Ленгхорн Клеменс — не кто иной, как будущий великий американский писатель, известный нам под именем Марк Твен. Ялта ему понравилась. Своими впечатлениями он поделился в книге юмористических очерков «Простаки за границей»: «Местность живо напоминает Сьерра-Неваду. В низине раскинулись парки и сады знати, в густой зелени то здесь, то там сверкает, словно яркий цветок, какой-нибудь дворец. Очень красивое место».
Частные владения сдавили Ялту со всех сторон. Город получил возможность развиваться лишь после того, как в его границы были включены Заречные местности (правобережье реки Учан-Су), а в 1911 году — и Верхняя Аутка. К 1913 году территория Ялты пролегала от Ливадии до Массандры, а население перевалило за 30 тысяч человек.
Город делился на три части: среднюю — между речками Дерекой и Учан-Су — составлял так называемый «новый город», справа был «старый» город, слева — Заречье с прилегающими к нему окраинами. Наиболее оживленным и привлекательным был «новый» город.
Вслед за титулованными особами в Крым устремились разбогатевшие фабриканты и купцы. Они строили фешенебельные гостиницы, дачи, санатории, пансионаты, рестораны.
Впрочем, индустрия отдыха не особенно развивалась. «У нас, в Ялте, — отмечал один из путешественников, кроме театрика, сгоревшего зимой, да плохой музыки туристу некуда деваться по вечерам».
Однако no-настоящему курортное дело в Крыму стало налаживаться лишь после гражданской войны. Под здравницы были наскоро переоборудованы национализированные дворцы, виллы, дачи. Крестьянским санаторием стал императорский Ливадийский дворец. Конечно эти помещения далеко не всегда отвечали элементарным требованиям санаторного режима, но прибывшие на отдых были без претензий.
В январе 1921 года Ялта чуть было не лишилась своего названия: приказом уездного ревкома она была переименована в г. Красноармейск. Новое название, однако, не прижилось, и пришлось возвратить старое. В 1928 году в живописной местности близ Ялты были построены первые специальные здания для санатория «Долоссы», затем появились другие здравницы. Перед войной в Ялте и ее окрестностях насчитывалось 42 санатория и дома отдыха.
В послевоенные годы курортное строительство развивалось высокими темпами, особенно в 70-80-е годы, когда появилось много новых, более комфортабельных здравниц. Реконструкция старых спальных корпусов, лечебных баз продолжается и сегодня. Из Симферополя в Ялту пролегла троллейбусная трасса. Реконструированный морской порт стал принимать крупнотоннажные пассажирские лайнеры, а грузовой порт летом 1986 года переместился за пределы города — к причалам Массандровской балки.
Преобразился и город. Выросли новые жилые кварталы. На протяжении 35 км побережья Большой Ялты проведены значительные берегоукрепительные работы, появились новые пляжи.




Copyright © 2005-2012 by TourPlanetService. Все права защищены.
Замечания и предложения: почтой